Ловля сомов на квок
Успехи ловли сомов на квок поразительны. Вероятно, мы никогда не будем иметь достоверных данных о первом рыболове, применившем этот инструмент. Но совершенно несомненно, что квок обязан своим возникновением наблюдательности, остроумной догадке и пытливости человека, тесно связанного с рекой. На первый взгляд трудно объяснить, почему идет сом на звук квока, но одно несомненно, что число поклевок с квоком к числу поклевок без него относится как 10 : 1. В чем же дело? Помню, лет тридцать назад возвращался я летним вечером с утиной охоты и ждал перепоза у села Юркино на Волге, где плесы очень богаты сомами. Сидя на крутом берегу, над яром, я впервые обратил внимание на всплески и странное булькание, и чем дальше от меня возникали эти звуки, тем больше походили они на звуки, издаваемые квоком рыболова. Очень известный в начале текущего столетия знаток сома М.В.Ушаков писал то же самое. Неоднократно слушали эти звуки такие специалисты по квоку, как Шадрухин и Кузнецов на Волге, Шишкин на Оке и Виноградов на Ветлуге. Звуки, которые слышал я на реке, издавались сомами с помощью хвоста.
Значит, истинная причина, побуждающая сомов выходить к приманке, заключается в звуке. Мирное булькание хвостом на реке связано у сома с безопасностью, покоем и питанием. При ловле с квоком сом заметно смелее берет насадку, очевидно, из опасения, что ею может воспользоваться плавающий где-то поблизости собрат...Современный квок делают из яблони, клена, вяза или из латуни и алюминия. Деревянный квок предпочтительнее металлического, так как он дает более сильные звуки и не тонет, что очень важно, так как квок часто выпадает за борт даже у очень опытного рыболова. Металлический квок обязательно делают полым, только тогда он не тонет. Длина квока 32—40 сантиметров. За ручкой овального или круглого сечения длиною до 20 сантиметров идет нижнерабочее колено под углом в 60 градусов к оси ручки. Длина его обычно равна ручке. Рабочее колено оканчивается эллипсовидным рыльцем или копытцем, имеющим 5—6 сантиметров в поперечнике. На мой взгляд, для квока годится любое хорошо отполированное или покрашенное дерево. Но среди сомятников есть такие "артисты”, которые готовы поступиться самой ловлей сомов, чем применить квок, сделанный не из яблони или клена. Извлечение правильного звука зависит, однако, не от материала, а от конструкции квока и, в конечном счете, от навыка рыболова. Я отдал дань увлечению квоками самых различных форм: "пятаков”, трубок, воронок, копытец из дерева, металла и стекла. Много лет спустя, я понял, что самое важное в квоке — это безукоризненная полировка его рабочей части. Мохристым, с заусеницами и трещинами, плохо отшпаклеванным или некрашенным деревянным квоком никогда не удается извлечь звука, нужного для успешного лова сомов. Этот звук нельзя точно передать словами. Его я однажды услыхал во дворе: это после дождя в кадку с водой падали с крыши редкие капли. Но я напрасно пытался потом имитировать квок каплями воды в кадке. Необходима была какая-то связь между уровнем воды, диаметром кадки и высотой падения капли, которую я так и не установил искусственным путем. На что же все-таки похоже квочение? Если нет случая послушать опытного рыболова и та:гим путем услышать нужный звук, попробуйте тихим утром или вечером послушать квочение товарища, едущего на лодке с квоком впервые. Дело в том, что обычно рыболов получает от собственного квочения искаженное звуковое впечатление. Вместо ясно различимого на расстоянии двойного звука (удар воздуха, вторгающегося в "пустоту”, и удар смыкающейся воды) получается некая нестройность, негармоничность звука. Общий шум брызг, удары их по воде поглощают мелодию квока. Сидя на берегу у самой воды, можно хорошо слышать звуки едущего с квоком в 50—100 метрах товарища и запомнить их. Квок никогда не нужно держать в одной руке со шнуром. Это противоречит многим известным правилам, но требование это так элементарно, что я нахожу излишним его обосновывать. Извлечь квоком верный звук можно только в спокойной воде.- Поэтому следует квочить только тогда, когда вполне успокоится поверхность воды у лодки. Звук, считающийся правильным, несколько напоминает издали не очень резкое бульканье с примесью звуков "кв” вначале. Неудачным квочением можно отпугнуть сомов; а звуки, которые их могут привлечь, достигаются только длительными упражнениями руки и слуха. Сидя в корме лодки, рыболов погружает копытце квока в воду со скоростью удара, рассчитанного на то, чтобы прорвать натянутый лист газетной бумаги. Погрузив копытце на 5—8 сантиметров косым ударом спереди-назад, его извлекают из воды, сохраняя прежнее направление движения и скорость. Вначале у рыболова получается очень много брызг. "Музыкальную” школу квочения можно считать успешно законченной, если при квочении уже не делается брызг. Жирующий сом может произвести в ограниченный промежуток времени не более двух "ударов” хвостом, заворачивая плесом попеременно в обе стороны. Следовательно, многократные удары квока могут отпугнуть его и он не подойдёт к наживке, как бы она ни была лакома. Вот почему рекомендуется, извлекая квок из воды, после первого удара считать небыстро "раз... два... три” и со счетом "четыре” — ударять снова. Не нужно форсировать или замедлять четвертого счета: он — мера скорости удара квоком. Затем считайте: "пять... шесть... семь... восемь... девять” и со счетом "десять” — ударяйте опять. Некоторые рыболовы ограничиваются и одиночными ударами через каждые 15—30 секунд. Итак, два-три удара, за которыми следует пауза от одной до полутора минут. Во всяком случае лучше, не пугая сома, проехать по яме два-три раза, чем напугать осторожного хищника излишне усердным квочением. "Музыка” квока должна соответствовать обстановке ночи или утра и не вносить в природу фальши, которую очень легко обнаруживает рыба.
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.