Выбираем лодку.... на что смотрим...?
Отдельно хотелось бы остановиться на выборе лодки для рыболова, потому как довольно проблематично сделать выбор в наше время, когда магазины предлагают столь широкий выбор…. Некоторые лодки даже не предназначены для Беларуси… Потому, что нет лодки отвечающей, хотя бы половине запросов нашего рыболова, придется в чем-то уступать. Исходя из этого целью данной статьи ставится не прямой ответ на вопрос какую лодку вам брать, а описать технические характеристики наших лодок, и помочь вам выбрать лодку под себя. Потому как если вы хотите иметь лодку на все случаи жизни , вам просто придется иметь их как минимум три… Сразу подумаем о том что у нас нет морей и океанов, зато рек и озер расположенных друг возле друга просто уйма, поэтому самый первый вопрос, на мой взгляд, это вопрос мобильности. В настоящее время можно выделить три класса лодок: стационарные деревянные лодки, «условно мобильные» лодки (пластиковые, дюралевые длиной под пять метров и мощностью мотора 30-50 л.с., перевозимые на лафете), надувные разборные лодки. Именно их я имел ввиду, когда задавался вопросом мобильности. Эти лодки всегда можно перевозить просто в багажники, и ловить рыбу на всех рыболовных просторах Беларуси. Тем более , что именно эти лодки обеспечивают наибольшую безопасность в плане возможности потопления, либо опрокидывания. Но в свое, время хотелось бы уберечь вас, от сказок нашего рынка, о наиболее выгодных, новых технологиях изготовления этих самых «плавательных агрегатов», потому как технологии изготовления их идет по давно устоявшимся правилам, требованиям и лекалам. Немногая разница состоит в качестве материала, фурнитуры. Так что к вопросу о супер продавцах, рекламирующих супер лодки, не более, чем коммерческий прием рекламы. Вернемся к вопросу о мобильности, лодка не только должна помещаться в легковушку, но и на воду ее должны без труда спускать максимум два человека. Прописная рыболовная истина, что в лодке должны находить не более двух рыболов, поэтому нас интересуют именно такие лодки, даже если вы возьмете третьего, то это не будет проблемой, ведь почти все лодки при длине 2,5 м имеют грузоподъемность свыше 300кг. К вопросу о скорости вашего «агрегата», это не так страшно, потому что надувнушки при одинаковых моторах, и разной форме будут иметь разницу скорости 1-4 км/ч, а это не так критично, при этом, чем лодка быстрее, тем она уже, а значит имеет гораздо меньший по площади кокпит, ущемляя наше пространство. Что лучше резина или ПВХ? Можно однозначно сказать, что «гражданская» резина уступает ПВХ по всем параметрам, при этом разница в цене между ними сокращается. Официальный срок службы современных ПВХ лодок 20-30 лет, материал выдерживает нагрузки почти в 5 раз больше, чем прорезиненная ткань, и что еще немаловажно не столь прихотлива, не требует обязательной сушки, выдерживает не слабый температурный диапазон от -40 до +70 градусов. Зато вариантов плотности и качества ПВХ очень много, потому что сфера применения материала, не ограничивается только лодками, и определить на глаз хорошую плотность для рыболовного судна, практически не предоставляется возможным. Поэтому тут мы упираемся исключительно на совесть производителя и гарантию, которую он нам предоставляет. Сварка или склейка швов? Очень много споров возникает по этому вопросу, хотя по сути вопрос исключительно современности технологий изготовления, потому как на сегодняшний день технологии позволяют сделать настолько прочным, что он будет крепче самого материала. Зато сварка стоит на вооружении у многих мировых производителях, что обеспечивает равномерное качество и высокую производительность, а как следствие от этого и наиболее совершенную конкуренцию. Современные клеи дают очень неплохие результаты, вопрос только в правильности проведения процедуры, и жесткого контроля, зато лодки без швов смотрятся куда лучше, так что если мы упираемся в вопрос красоты…. как смотрится так плавает… Но и ПВХ материал, это тоже уже прошлый век, уже появился хайпон, который легче, крепче, и не теряет эластичности при низких температурах, гораздо лучше противостоит воздействию солнечных лучей. Но, как вы понимаете, единственный минус этого материала, это дороговизна, хотя многие производители уже предлагают лодки из хайпона. Кстати, в некоторых каталогах указывается, что при изготовлении лодок используется материал (например)1000г/кв.м, но не уточняется, это удельный вес или плотность материала, а это ох как немаловажно. Таких лодок, а также лодок от малоизвестных производителей и не гарантийных стоит опасаться. При покупке лодки обязательно необходимо собрать и накачать лодку на тот заводской максимум, что позволяет родной насос, а затем присесть на нее, и желательно вдвоем. В идеале ничто не должно выпирать, а пропорции должны сохраняться независимо от положения лодки. Бывали случаи, когда в лодке просто не помещалось ее днище, и лодка эта было не самодельной, а пущена в серийное производство. Отдельно хотелось остановиться на сказках продавцов и производителей о новых технологиях, разработок днища, бортов и т.д., чтобы понять откуда «растут ноги» давайте проследим следующую цепочку эволюции лодок: 1839 – Англичанин Хэнкок спроектировал, после открытия каучука, резиновую лодку для вооруженных сил на десть гребцов 1843 – первая одноместная спасательная лодка массой 5кг 1846 – изготовлена надувная лодка для арктической экспедиции массой 38,6 кг, надежность ее бортов достигалась при помощи брезентового чехла 1850 – лодка плот, спасательного назначения на 40 человек и массой в 81кг 1862 – лодка-ранец на три человека 1875 – педальная лодка 1900 – Германия, первая О образная лодка, с жестким решетчатым настилом, сиденьями, надувной поперечной банкой, ее прототип выпускается по сей день 1919 – Англия, налажено серийное производство спасательных надувных лодок для ВВС 1922 – Берлин, первые надувные лодки гражданского назначения, имеющие практически современный вид, благодаря военным, постоянно поддерживающих эволюцию лодок 1938 – первые советские лодки для подразделений специального назначения, в это же время производились и моторы, соответствующие габаритам и мощностям лодок. 1952 – француз Ален Бомбар на стандартной лодке фирмы «Зодиак» пересек под парусом Атлантический океан за 65 дней. С тех пор фирма «Зодиак» является лидером и законодателем в производстве надувных лодок. Лодка длинной 4,6 м шириной 1,9 м и диаметром баллонов 0,46м. 1963 – Англия, стали применять надувные лодки в качестве спасательных 1986 – все пассажирские и грузовые суда, стали оснащаться дежурными шлюпками длиной от 3,8м до 8,5 м Так что в надувных лодках с разборным жестким дном, придумать что-то новое… врятли, надо вкладывать бюджет военных, а это ребята не дешевые, и знают толк в том что делают для себя. Минимальный надводный борт определяется на стоянке меньшим из 3 замеров от миделя в корму, включая наименьший замер на некоторых судах у транца, или же он измеряется от действующей ватерлинии до первого открытого отверстия и негерметичного выреза в корпусе. Для гребных лодок высота надводного борта у форштевня должна составлять не менее 10% длины лодки. Суда класса М рассчитаны для плавания в трудных условиях, приближенных к морским – при волне высотой до 3 метров и длиной 40 метров, силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта. Суда класса О рассчитаны для плавания в озерных условиях – при высоте волны до 2 метров и длине до 20 метров, что соответствует не только нашим крупным озерам, но и крупным рекам. Максимальный размер волны зафиксированный в Беларуси – 1,5 метра, но это не догма, даже не подтверждается официально, просто небольшой «катаклизмик». Суда класса Р рассчитаны для речных условий – при волне высотой до 1,2 метра и длиной 12,% метров. У нас таковыми являются : Заславское водохранилище, озеро Нарочь, некоторые озера Браславской группы, и другие озера, допускающие небольшие волнения. Суда класса Л рассчитаны для плавания на малых реках и озерах – при волне высотой до 0,6 метров. Типовая классификация лодок (зависит от грузоподъемности) : 1) лодки малой грузоподъемности (не менее 100кг), 2) лодки средней грузоподъемности ( не менее 200кг), 3) лодки большой грузоподъемности (не менее 300 кг), 4) лодки повышенной грузоподъемности (не менее 600 кг). Лодки в наших волновых условиях испытывают постоянные нагрузки на излом, находясь на гребне волны, так и в седле. Вот тут и понятно почему так важна надводная высота борта, которая зависит как от самого диаметра борта, так и от общих размеров надувашки. Чем меньше лодка, тем она проще вдавливается в воду, соответственно, уменьшается и высота борта, что особо сильно заметно при загрузке, близкой к максимальной. Соотношение размера и функциональности лодки. В размераз малых лодок есть общая прямо пропорциональная засисимость – чем длиннее лодка, тем она удобнее и безопаснее, но при этом менее маневренная, заметно тяжелее и дороже. Огромную роль также играет форма носа надувашки, их два: ровный нос и приподнятый.Приподнятый нос обеспечивает лучший вход лодки в волну и заметно уменьшает забрызгиваемость кокпита. Такая форма требует более сложного технического решения нежели ровный нос. Не менее важно – острый нос дает лучшие скоростные данные лодки, но уменьшает нане пространство, а разница в скорости практически не заметна, в режиме глиссирования отсутсвует вообще. Большая забрызгиваемость «тупоносных» лодок при ударе о волну, компенсируется приподнятым носом, в то же время позволяет расширить наш кокпит, как минимум на один ящик, если для вас это не критично, то возможно вы пока рыбачите один… Поговорим о глиссировании лодки. После достичженич скорости 20 км/ч лодка начинает глиссировать, практически полностью выплывая из воды, уменьшается площадь смачивающей поверхности, и уменьшается сопротивление движению. Правда, перед тем как подняться на волну, ей надо преодолеть «горб сопротивления», а для этого мощности надо больше, чем для самого режима глиссирования. Чем более плоское днище у лодки, тем проще и бысрее она выйдет на глиссирующий режим, но вот с управляемостью будет хуже. Есть лодки для которых глиссирующих вопросов не существует. вообщем придется идти на компромисс и выбирать что-то под себя...
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.